Вторник, 19.03.2024, 09:11

 

 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ Фабрично-Выселковская СШ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 84
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Физика

Рабочие программы Физика 7-9 классы  Скачать  Физика 10-11 классы Скачать 

 

Сила упругости. Закон Гука

 

 

 

 

Урок изучения нового материала

Задача урока: продолжить создавать базу для усвоения и закрепления новых знаний, умений и навыков .

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

а) познавательная – познакомить

 

 

 

учащихся с силой упругости (причиной возникновения, точкой приложения,
направлением, связью с другими величинами), помочь учащимся  «открыть» закон Гука;


б) развивающая – формировать

 

 

умение анализировать, обобщать, извлекать из памяти необходимую информацию;


в) воспитательная – воспитывать

 

 

внимательность, сообразительность, самостоятельность, умение работать в парах.


Необходимое оборудование и

 

 

материалы:
линейка (20-30см длиной), брусок деревянный, набор грузов, 2 штатива, воздушный
шар (заполнен водой), пружина от ведерка Архимеда, таблица «Сила упругости» (приложение
3) каждому учащемуся.


Ход урока.

 

 

 

I.Организационный момент и
мотивация учащихся:


- Ребята! На предыдущем уроке мы

 

 

 

с вами познакомились с одним из видов взаимодействия в природе –
гравитационным. Сегодня мы познакомимся с представительницей другого вида
взаимодействия – электромагнитного, узнаем об этом взаимодействии много
интересного, но сначала проверим, как вы выполнили домашнее задание.


II. Проверка домашнего задания:
а) два человека решают у доски

 

 

задачи по карточкам (приложение 1),

б) класс отвечает на вопросы,

 

 

выведенные на экран с помощью проектора (приложение 2).

III. Изучение нового материала:

 

 

 

- Напоминаю вам, что мы должны в
ходе урока познакомиться с силой упругости; узнать, почему взаимодействие
называется электромагнитным; когда оно возникает; чем характеризуется и т.д.

 

 

 

 

- Запишите в тетрадях число и
тему урока.

 

 

 

 

- Начнем с простых экспериментов:


А) представим, что это модель

 

 

 

моста (пластиковая линейка закреплена в лапках штативов горизонтально).
Насколько безопасно перемещаться по такому мосту? Поставим на мост груз
(деревянный брусок, нагруженный 1-2 грузами по 100г). Что мы наблюдаем?


Вопросы: Почему мост прогнулся? Изменил форму

 

 

только мост или брусок тоже изменил форму?


- Конечно, мы не видим изменения

 

 

формы бруска (можем об этом только догадываться). Но давайте изменим
эксперимент.


Б) положим на «мост» воздушный

 

 

шар, заполненный водой. Обратите внимание на формы этих взаимодействующих тел.


- Что мы видим теперь?
В) закрепим воздушный шар на

 

 

пружине (от ведерка Архимеда). Вопросы:

-Я поддерживаю шар рукой. Что

 

 

произойдет, если руку убрать?

-Куда и почему будет двигаться шар?
-Почему шар не падает вниз на Землю?
-Что произошло с пружиной?
-Что можно сказать о формах пружины и шара?
Вывод: при взаимодействии деформируются оба тела.
Поговорим немного о деформации:
-Деформация – это изменение формы и размеров тела под действием силы.
-Найдите силы, которые проявились в последнем опыте (со стороны каких тел и на какие они действовали).
-Какие виды деформации существуют?  Для ответа на этот вопрос посмотрим слайды презентации .
-Деформации бывают упругие и пластические. Посмотрите деформацию пружины и пластилинового жгутика. Сравните. Какая из них упругая, какая пластическая? Попробуйте дать определение.
-Перед каждым из вас лежат листочки с таблицами (приложение 3). Приступаем к заполнению таблиц.
-Попробуйте устно дать определение силы упругости (заполните эту графу таблицы дома при повторении материала).
-Посмотрите, пружину растягиваю влево, сила упругости заставит ее вернуться в первоначальное положение, значит, сила упругости направлена…
-Изгибаю линейку вверх, сила упругости направлена…
-Попробуйте ответить, а почему

 

 

эта сила относится к электромагнитному взаимодействию? Подсказка: из чего
состоят тела? Что происходит с частицами при деформации тел?

 

 

 

-Как выдумаете, будет ли
изменяться сила упругости, если я буду растягивать или сжимать пружину? Как?

 

 

 

 

-Проведем эксперимент: линейка и
пружина с указателем закреплены на штативе. Будем поочередно подвешивать грузы
на пружину и фиксировать ее удлинение. Заносим данные в таблицу (приложение 4).
Для расчета силы упругости используем равенство сил, действующих на груз:
Fупр = Fтяж = mg. По данным таблицы строим график
зависимости
Fупр(∆l).

-Какую линию получили на графике? -Как называется такая зависимость

 

 

 

в математике?

-Что происходит с силой

 

 

упругости, если длина пружины увеличивается? Уменьшается?

-Как изменится сила упругости,

 

 

если длина пружины увеличится в 2 раза? Посмотрим на график.

-Найдем отношение силы упругости

 

 

к удлинению пружины (первый результат считаю я, остальные вы – по вариантам):

 

 

 

F1/∆l1=                                  F2/∆l2=

 

 

 

 

F3/∆l3=                                   F4/∆l4=

-Какой вывод можно сделать об

 

 

 

отношении силы упругости к удлинению пружины?

-Мы с вами получили закон,

 

 

открытый английским физиком Робертом Гуком в 1660г. Информацию о Гуке и его
биографию можно посмотреть в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Роберт_Гук.

-Закон Гука: Fупр

 

 

= kl
– сила упругости прямо пропорциональна величине деформации. Обсудим формулу
закона и попытаемся определить, какие величины в нее входят (обсуждение
формулы, записи величин и единиц их измерения).


IV. Итог урока:
-О какой силе мы сегодня узнали?
-Какова ее природа?
-Когда возникает? К чему приложена? Как направлена? От чего зависит?
-Какие вопросы есть у вас ко мне?
V. Домашнее задание: §25, учить записи в тетрадях,

 

 

заполнить таблицу и научиться рассказывать по ней о силе упругости.

VI. Проверка усвоения нового материала: давайте
проверим, как успешно мы сегодня поработали. Включайте Mac Book, программу «Знак», тест «Сила
упругости». Работаете в парах, но для получения результатов теста вводите

 

 

фамилию тех, кто сидит на 1-м варианте. По окончании теста увидите свой
результат. Успехов!

-При завершении тестирования не

 

 

забудьте выключить Mac
Book.


Спасибо за урок! Литература.
1. Газеты «Физика – Первое сентября» (фестиваль

 

 

педагогических идей).

2. Физический энциклопедический словарь (М., Советская

 

 

энциклопедия, 1983).

 

 

 

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Роберт_Гук

 

 

 

 

 

 

 

 

Категории раздела
Антикорупция [6]
мероприятия по антикорупции
Новости [325]
Новости школы
Праздники [42]
Праздники
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz


Наверх